7 марта 2011 г.

Символы и символизмы

Не так давно в руки попал мультфильм режиссера Ю. Норштейна "Ежик в тумане" в отличном качестве (полная реставрация изображения и звука)... и посмотрев еще раз, принял решение изложить для широкого круга читателей, cвое альтернативное "прочтение" этого мультфильма.  Банально сюжет выглядит так (кратенько напомню):
В первых кадрах мы видим готический особнячок (скромный дом ежика с башенкой), и ночное небо в звездах... Ежик каждый вечер ходит в гости к медвежонку считать звезды. Голос Баталова за кадром сообщает, что сидя на скамеечке, эти закадычные друзья, попивают чай (а он у каждого свой, у ежика малиновый - у медвежонка можжевеловый), считают звезды. Причем звезды медвежонка находятся справа, а слева - ежика.

В один из таких вечеров ежик как обычно идет в гости к медвежонку, с узелком, в котором надежно покоится баночка варенья для медвежонка. За ним по пятам следует Сова, ежик что то говорит о можжевеловом варенье (разговаривает сам с собой), далее появляется Белая лошадь... и ежик решает узнать, как там эта лошадь в тумане живет и конечно спускается с горки, в туман. Первое что увидел "ежик в тумане" и слегка испугался - это был упавший дубовый лист, затем улитка, летучая мышь (сильно напугавшая ежика) маленькие белые мотыльки, затем тень слона, опять летучая мышь...


И вот узелок с вареньем утерян в тумане... начинаются поиски узелка, и вот ежик встречает на пути дерево, начинается небольшая паника, фоном слышны крики - Ежик! Ежик! Вдруг появляется собака, которая обнюхивает ежика и чуть позже приносит ему потерянный ранее узелок. Ошеломленный ежик попадает в реку, и фатально плывет по течению, навстречу судьбе сжимая в лапках узелок. Потом рыба на своей спине довозит до берега ежика, и следующие кадры - это радостная встреча, ежик наконец-то в гостях у медвежонка, ярко горит потрескивая костерок. Медвежонок очень рад этой встречи, говорит что положил для "дымка" можжевеловые веточки в костер, и готов быть рядом при счете звезд, он добродушно улыбается. Но от сильного видимо волнения ежик немного "не в себе"... и мультфильм заканчивается мыслями ежика о лошади... как она там, в тумане.

 Автор данного прочтения склонен рассматривать этот мультфильм, как некий символический ряд ассоциативных образов, которые органично расположены в топологическом пространстве, и по сути представлют собой ничто иное - как некий весьма сложный обряд инициации, линейный мистический путь посвящения через символическую смерть и возрождение уже в новом, обновленном качестве. Символы нанизанны на непрерывную хронологическую ось (а ничто не говорит об обратном), имеющую направленное векторное отображение, т.е. действие происходит в форме, традиционной для восприятия.

Действие мультфильма разворачивается в неком пространстве, где есть овраг с туманом, лошади и улитки, мотыльки и дубовые листочки... все неконкретно, и не привязано к чему либо. Это скорее внутренний мир, чем внешний. Действие происходит Ночью.
Ночь - это архетип Тьмы, и она спускается не только сверху, но и поднимается снизу, из преисподней. Все изначально древние силы скрываются в лоне Ночи.

Итак, первые кадры... мы видим избушку, с трубой напоминающей башенку замка... чем не готический особняк... да и ежи живут в норах (укрытиях), а не как не в домиках. Несомненно этот "ежиный замок" дан в темно-черной гамме, на фоне звездного неба далеко не случайно.
Черный замок - это вход в загробный мир, место обитания "черного рыцаря" - Плутона либо Гадеса (бога царста мертвых), и уходит корнями в символику Господина Преисподней.

<…>

Итак, давайте подробно рассмотрим персонажей (сущностей), а именно Ежика и Медведя, с точки зрения традиционного символизма.

Еж
- это сложный символ и встречается у разных культур в совершенно в разных трактовках. К примеру в Китае, ёж - символ скромности, восходящего Солнца, побеждающего тьму, символ послушания и абсолютно неутомимого труда, к тому же колючести, скепсиса. Свернутый в колючий шар, он представляет собой аналогию с солнечными лучами, и ассоциируется с даром огня. В эпоху средневековья аристрократы часто использовали в числе геральдических эмблем изображение ежа.

Но в христианстве (а нам это особенно важно) означает злодея, творящего зло. У шумеров является эмблемой Иштар (вавилонской богини войны) как Богини-Матери. И наиболее убедительна в мультфильме именно трактовка символа с позиции христианства, основанная на культурной формации в которой творил режиссер, да и его "практическое" знание Православной иконописи, не могло не сыграть своей роли.


Медведь
- как и еж, амбивалентный символ. Воспринимается как посредник между землей и небом. Является священным животным кельтской богине Артио. В северноевропейской традиции именно медведь является царем зверей. В алхимии это символ таинственного и загадочного. В христианском символизме обычно появляется как опасное животное, иногда как воплощение дьявола.

Вот такая компания, вот такие вот закадычные друзья.


<…>

А чем же занимаются закадычные друзья? Считают звезды... в трактовке космического плана это означает интерпретацию языка звезд, и влияние звезд на события происходящие на земле.

И вот настал тот вечер... и еж идет к медведю в гости... но звезды видимо выстроились в некую "правильную" последовательность, необходимую для чего..? Давайте по порядку...


<…>

Еж идет в гости (и про себя проговаривает некую мантру - "о можжевеловом варении"), с узелком, к медведю и видит на пути овраг наполненный туманом. Отметим для себя два момента. Первое - согласно мифологической образности туман символизирует границу между человеческим и потусторонним миром, символ неизвестной серой зоны между реальностью и нереальностью, границу между сном и явью. Именно в тумане находятся точки бифуркации (пограничные моменты, характеризующиеся равновероятностью альтернативных исходов). Традиционная символика тумана – изменение, превращение, развитие или сверхъестественное вмешательство...

Второе - в руках у ежика находится
узелок, который он берет в дорогу, и видимо это является олицетворением его человеческих привязанностей, которые он теряет в ходе инициации, что мы собственно и увидим дальше.

Всю дорогу до оврага и в самом овраге, ежика сопровождает сова. Опять же отметим два момента. Первое - сова, которая следует тенью за ежиком. Природа тени весьма сложна и архетипична.
Тень - это не имитация жизни, это явление другого вида существования. Является одной из метафор темной стороны психики человека, и в психологическом аспекте - это бессознательное, которое обычно пропускается через или отвергается сознательным я. Сова следуя за движениями и жестами ежика - копирует и утрирует их, передразнивая источник.

Второе -
сова. Традиционно птица вообще - это символ духа и души. Скажем Майстра из румынской мифологии своим криком в сумерьках предвещает человеку его судьбу. Да и по поверьям, чье имя назовет сова - погибнет.

В тумане ежик видит белую лошадь...
Белая лошадь - это весьма интересный и видимо знаковый символ. В откровениях Иоанна Богослова упомянаются 4 коня. Белый конь - означает чуму. Основное в этом символе на мой взгляд, в контексте мультфильма - это его метафора Кентавра - т.е. туловище человека - это его сознание, нижняя часть (круп и ноги лошади) - бессознательное. Стремление к белой лошади - это стремление к мистической трансформации, к перерождению.

Неизвестно откуда на ежика падает дубовый лист.


Дуб
- это священное дерево у многих народов. Под этим деревом сивилла давала пророчества, под этими деревьями друиды совершают свои обряды... Оторванный дубовый лист означает начало инициации ежика, смерть в прежнем качестве. Лист уже упал и назад пути уже нет. Это начало смерти в прежнем качестве.

Следующий образ - это
улитка появился в этом контексте далеко не случайно. Интересует улитка нас конечно же не как обычное брюхоногое, из класса моллюсков. Раковина улитки представляет собой спираль лабиринта. Лабиринт - это символ вселенского препятствия, которое проявляется во всех направлениях, исчерпывая импульсы попавшего туда, семантически связан с подземным миром и небом.

Что особенно важно напомнить - лабиринты это места посвящения во многих древних культах. Это путешествие от смерти к рождению, и главное не только дойти до средины - но и выйти назад.


Далее на пути обряда инициации ежик встречается с летучей мышью и напуган её.
Летучая мышь в Средние века - это ипостась Дьявола, олицетворяет слепоту и является атрибутом ночи и ассоциируется с черной магией и является метафорой ведьм.

Преодолев это испытание ежик видит контур
слона - символ мудрости, силы и власти. Значение символа понятно - это, то ежик на правильном пути, это один из знаков верно выбранного направления.

Явление летучей мыши во второй раз является прелюдией к потери "узелка". Начинается метание в тумане, паника... ведь изменения уже приняли необратимый характер, и обряд нельзя повернуть вспять... и ежик умерает...


И умерев, ежик "находит" Дерево.
Дерево - древнейший символ. Обычно выступает в двух формах: как древо жизни и древо познания добра и зла. Ежик видит одно дерево... но дерево от корней расколото трещиной в виде треугольника. И ясно видно олицетворение отказа от Единого, воплощенного в древе - и несомненный поворот к дуализму, к альтернативе добра и зла, к познанию. Выбор сделан.

Чуть позже, через мгновение или вечность... ежика находит
собака, страж подземного мира (вспомним хотя бы египетского Анубиса или греческого Цербера). Именно собакам приписывается возможность видеть духов. И собака видит ежика (астральную проекцию) и приносит ежику его "узелок", на который ежику нынешнему страшно взглянуть. "Новый" ежик - это уже другой ежик.

Следущие шаги "нового" ежика - это попытка двигаться в старом мире по новому маршруту. Ежик падает в реку.


Река
- это символ необратимого потока времени, потери и забвения. Это символ направления которое определяет судьбу. Реки в стране мертвых - это Лета и Ахеронт. Именно через Ахеронт Харон перевозит мертвых. В роли Харона ежику достается рыба. Рыба - считается посредником между небом и землей, символ углубленной внутренней жизни, скрывающейся под поверхностью вещей.

И вот он, конец путешествия... ежик и медведь вместе. Медведь радостно и добродушно преветсвует друга, робко спрашивает о содержимом "узелка" и готов снова присутствовать при считании звезд. Но ежик инициирован, у него другое видение мира после возрождения в новом качестве.


И последние мысли ежика - это мысли о Белой лошади...
Источник: http://aigis.fatal.ru/forum/topic.php?forum=12&topic=2

... а теперь, смотрим уже по-новому: