14 сентября 2013 г.

Ум и удача


Абхазская притча

Однажды Ум и Удача завели спор: кто из них сильней. Ум говорит:
— Я!
А Удача отвечает:
— Нет, я!
Спорили они, спорили и, наконец, решили на деле испробовать свою силу. Для этого они выбрали некого Человека.
— Предоставь его мне, а сам только смотри со стороны — увидишь воочию, что я могу всё для него сделать, — сказала Удача,
— Посмотрим, — ответил Ум. — Пусть будет по-твоему.

И Ум покинул Человека, осталась при нём только Удача. Он сразу поглупел, не мог двух путных слов связать: вскоре потерял весь свой достаток и дошёл до того, что ни за какое дело не мог взяться. С трудом ему удалось устроиться пастухом, так как считали его человеком никчёмным.
Но вот Удача начала своё дело, достала из-под земли в лесу крупный алмаз и навела на него Человека. Алмаз освещал весь лес. Пастух решил отнести его на стоянку, чтобы там стало светло. Принёс, бросил на землю, и на стоянке ночью стало так же светло, как днём. Тогда Человек обошёл алмаз со всех сторон, осмотрел его, но не смог понять, для чего ещё пригодился бы ему этот камень. Не зная, что с ним делать, он отнёс его в большой тёмный хлев, куда на ночь загонял скот. И стало по ночам в хлеву светло.
А у царя этой страны был слуга, отменный храбрец. За какую-то провинность царь сильно разгневался на него. Слуга понял, что его ждёт жестокое наказание, убежал из дворца и стал абреком.
Наткнулся абрек на стоянку Человека и говорит ему:
— Я убежал от погони. Возьми меня к себе в помощники.
— Хорошо, — ответил тот. — Ты меня избавишь от скуки, да и скот будет легче пасти.
Прошло два-три дня. Заглянул абрек в хлев, увидел там драгоценный камень и спрашивает:
— Что это такое?
— Так, камень какой-то, — говорит ему пастух. — Я его недавно нашёл. Вижу: он весь светится, ну я его и принёс; хлев чистить при свете лучше, чем в темноте.
Абрек сразу смекнул, что это за камень, и говорит Человеку:
— Знаешь что… Я сделаю так, что этот камень будет тебя кормить всю жизнь, и ты станешь богачом. Идём, куда тебя поведу. Только камень возьмём с собой.
Пастух согласился. Абрек повёл его в свою страну, но самого абрека, как беглеца, тотчас же поймали, привели к царю. Пастух тем временем убежал к себе домой. Разгневанный царь вскричал, увидев слугу:
— Ты думал, что от меня так легко скрыться? Знаешь ли, что тебя ожидает теперь?
Абрек ответил:
— Я не знаю, что ожидает меня, но тебя ожидает большая радость. Я нашёл в одном месте большую ценность и решил про себя: «Пойду к царю, покажу ему, и он меня помилует». Это огромный алмаз. Я думаю, что только его не хватает твоей казне!
— Сколько же этот алмаз весит? — спросил царь, сразу смягчившись.
— Целый пуд! — ответил абрек.
Изумлённый царь спросил:
— А как же мне его получить?
— Если избавишь меня от наказания, я скажу, как тебе получить его.
— Избавлю! — сказал царь и приказал освободить абрека от оков. Потом снова спрашивает: — Как же мы отберём тот алмаз у его владельца?
— Надо породниться с этим человеком, — ответил абрек, — иначе он ни за какие деньги не отдаст его.
А у царя была красавица дочь.
— Если ему предложить жениться на моей дочери, согласится ли он? — спросил царь.
— Заставлю жениться! — ответил абрек.
Они условились, что когда абрек приведёт владельца алмаза, царь усадит напротив него свою дочь. Подумав, абрек добавил:
— Этот человек из чужой страны. Там носят другую одежду. Если он придёт в своей одежде, боюсь, не понравится твоей дочери. Дай мне хорошее платье, я одену этого человека по-нашему и тогда уже приведу к тебе.
Царь дал ему одежду. Придя к пастуху, абрек снял с него старые лохмотья, нарядили в новое платье, и, взяв с собой алмаз, они отправились к царю.
Едва они вошли в царский дворец, весь двор осветился. Царь созвал народ, устроил пир и выдал свою дочь замуж за Человека. Но ведь тот был лишён разума, ни в чём толком не мог разобраться. Поэтому перед тем, как ему идти к невесте, абрек научил его, как надо себя вести.
Человека привели к высокой башне у отвесной скалы, в покои царской дочери. Он лёг спать, но в полночь стал ворочаться с боку на бок.
— Что с тобой? — спросила жена. — Ты никак не можешь успокоиться.
Человек ответил:
— Когда я пас стадо в лесу, то спал прямо на земле, подстелив под себя бурку, и мне было прохладно. А здесь донимает, жара, тонешь в перине. Нет, не могу я здесь спать!
Он слез с постели и стал у окна. Царская дочь рассердилась.
— Ты бредишь, или сон рассказываешь? Опомнись! — сказана она ему.
А Человек вместо того, чтобы сесть да поговорить с красавицей, схватился за подоконник, решив выпрыгнуть из окна…
Тут Удача, видя, что ничем не сможет помочь, закричала в страхе:
— Ум, Ум! Где ты? Беги спасать этого безумца!
— Хорошо, раз ты оказалась бессильной, я возьмусь за него, — сказал Ум.
И Ум вернулся к Человеку. Он сразу пришёл в себя, отошёл от окна и, улыбаясь, посмотрел на красавицу.
— В эту ночь должны были встретиться две звезды. Я выглянул в окно, чтобы посмотреть на них. Я видел, как эти звезды соединились. Милая, будем и мы такими же друзьями, — сказал он.
И дарованная ему Удачей подруга жизни радостно улыбнулась.
Так в этом споре победил Ум. Недаром говорится: удача слепа, а ум — зрячий. Глаза удачи — это ум.

Комментариев нет:

Отправить комментарий