14 сентября 2013 г.

Умная жена


Адыгейская притча

Один мужчина поехал в гости на жерёбой кобыле. У хозяев не было коновязи. Гость привязал свою лошадь к арбе хозяина, а сам лёг спать. Ночью кобыла ожеребилась. Утром хозяин вышел во двор и увидел жеребёнка. Обрадовался он и стал хвалиться, что его арба ожеребилась. Гость же, увидев жеребёнка, сказал, что его кобыла была жерёбая и жеребёнок его. Заспорили гость с хозяином и решили пойти к судье, чтобы выяснить, кто же прав.

Но судьи дома не было — вышла к спорщикам его жена.
— Что вы хотели от судьи, зачем пришли? — спросила она.
Рассказали мужчины, как было дело. Выслушала их женщина и говорит:
— Придётся вам подождать судью. Он поехал выгонять морских рыб со своего просяного поля и скоро должен вернуться.
— Что ты говоришь, женщина! — в один голос закричали спорщики. — Разве могут рыбы выйти из моря и потравить просо?!
— Это такая же правда, как и то, что ожеребилась арба, так что отдай жеребёнка гостю, — сказала она.
Что было делать хозяину — пришлось ему отдать жеребёнка. Когда судья вернулся из наезда, ему рассказали о том, как рассудила его жена спорщиков, и сказали, что этим она оскорбила мужа, так как вмешалась в мужские дела. Разгневанный судья решил прогнать жену.
— Ты оскорбила меня, — сказал он, — и не можешь больше оставаться в моём доме. Уходи к своим родителям. Можешь взять с собой всё, на чём остановится твой взгляд.
— Хорошо, — сказала женщина. — Я уйду, но разреши мне на прощание устроить семидневный праздник.
— Давай устроим, — сказал муж.
Собрали они весь аул. Семь дней и ночей пили-ели, танцевали и веселились. Все семь ночей судья не сомкнул глаз. Когда закончили, а гости разъехались, судья лёг спать, мгновенно и крепко уснул.
А женщина велела слугам запрячь быков в арбу, положить в неё спящего мужа, села в неё сама и отправилась к родителям.
Долго спал судья, а когда проснулся, никак не мог понять, где он находится.
— Где я? — наконец спросил он.
— Ты приехал вместе с женой к её родителям, — отвечали ему.
Судья велел позвать жену:
— Ты поступила со мной ещё хуже, чем в первый раз, — сказал он. — Зачем ты привезла меня сюда?
— Ты ведь сам разрешил мне взять с собой то, на чём остановится мой взгляд, — отвечала женщина. — Мне нужен только ты — ничего другого я не взяла из твоего дома.
Задумался судья:
— Зря послушал я своих друзей, из-за них я едва не лишился такой разумной жены.
Он велел запрячь арбу и вместе с женой отправился к себе домой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий